В каком возрасте отдавать ребенка в школу? Этот вопрос традиционно каждый год задают родители будущих первоклассников. Родители также интересуются тем, на что при подготовке ребенка к школе следует обратить особое внимание, прежде, чем вести его в первый класс.
Школа — важнейший этап подготовки ребенка к дальнейшей жизни. И от того, насколько ребенок готов усваивать новые знания, от его способности адаптироваться к новым условиям зависит то, насколько будет он успешным учеником.
Учитывая важность данного вопроса для родителей, мы решили в этой статье дать ответ по поводу того, в каком возрасте лучше вести ребенка в школу и раскрыть, по каким критериям можно понять, что ребенок готов к обучению.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Вся правда о школьной жизни
2.Главный миф о влиянии раннего обучения чтению, счету на готовность ребенка к школе
3.Критерии готовности ребенка к школе
1.ВСЯ ПРАВДА О ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
— Мам, а мам, а можно я сегодня в школу не пойду?
— Нельзя, Вовочка, ведь ты учитель!
В нашей стране традиционный возраст, когда ребенка следует отправлять в школу учиться – 7 лет. И каждый человек обязательно проживает школьные годы, как «Курс молодого бойца». Все мы помним это время, но по – разному.
Один бережно хранят воспоминания об учителях и одноклассниках, радостных открытиях и победах. Словом, то, что вызывает у них ностальгию и безумную грусть.
Кстати, узнать о том, как можно помочь своему ребенку в учебе, вы можете, прочитав статью
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В УЧЕБЕ БЕЗ КРИКА И СКАНДАЛОВ», перейдя по ссылке>>
Для других школа стала армией, а учителя выполняли роль старшины с командами «упал – отжался». В воспоминаниях всплывают не только всплески радости, но и горечь поражений.
Но есть и те, для которых школа стала местом, где они отсиживали свой срок от звонка до звонка в ожидании освобождения на столь долгожданную волю, чтобы «оторваться» по – полной за пережитые в неволе годы.
Почему такое разное восприятие, казалось бы, в чем – то схожих по сути событий?
Ответ проще, чем вы думаете: это зависит от психологической готовности вашего ребенка к обучению в школе.
Итак, с какой реальностью сталкивается ваш ребенок в школе?
1.Хотел быстрее пойти в школу, чтобы не спать днем в детском саду?
Теперь ты о дневном сне будешь только мечтать!
2.Твое личное пространство на протяжении дня 0,5 м х 0,5 м. Это стул и ½ часть стола.
3.Теперь твоей привычной позой будет поза «сидеть» не шелохнувшись.
4.Тебя с раннего детства учили говорить и хлопали в ладоши от радости, когда твой словарный запас пополнялся новым словом? Теперь твоя главная задача молчать и слушать, что говорят другие.
5.В школу ты пришел, чтобы научиться выполнять команды:
«сесть», «встать», «взять ручку», «писать», «закончить работу и положить ручку», «читать», «открыть учебник», «смотреть на учителя/доску», «повтори», «не бегать» и т.д.
6.Отношение к тебе учителя прямо пропорционально тому, как ты выполняешь команды (см. п.5).
7.Отношение к тебе со стороны одноклассников прямо пропорционально тому, как к тебе относится учитель (см. п.6).
8.Отношение к тебе твоих родителей прямо пропорционально тому, что напишет учитель в записной книжке – ежедневнике, носящей шифр «Дневник» о том, как ты выполняешь команды (см. п.5).
9.Ты устал сидеть целый урок на стуле и в надежде размять свое натруженное тело сделал легкую пробежку по школьному коридору? Так как эти действия не входят в список дозволенного, тебя ждут штрафные санкции (см.п.8).
10.Ты должен помнить, что «Нет слова «не могу», нет слова «не хочу», а есть слово «надо»! И твоего мнения на сей счет никто не спрашивает.
11.Выполнение домашних заданий обязательно и обсуждению не подлежит. Ты можешь быть свободе только после того, как сделаешь уроки. Примерь на себя роль «Золушки».
Это суровая правда жизни. Но как говорил Александр Суворов «Тяжело в учении, легко в бою».
Вот чтобы ваш ребенок сумел преодолеть все выше перечисленные тяготы и лишения любящие родители заранее отправляют его во всевозможные развивающие центры. Видимо, вспоминая, каково самим приходилось выживать в школе.
По мнению родителей, чем раньше ребенок научится читать и считать, тем ему будет легче и проще учиться в школе.
Но так ли это?
2.ГЛАВНЫЙ МИФ О ПОЛЬЗЕ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И СЧЕТУ
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…» — пела и продолжает петь страна каждое 1 сентября.
А вы, когда – нибудь задумывались, что подобный текст давно утратил свою актуальность. И теперь это прошлый век.
Как известно в основе обучения лежит умение читать. И если раньше дети отправлялись в первый класс, чтобы этому научиться у школьного учителя, то нынче само собой предполагается, что пришедший в школу ребенок уже должен уметь читать, считать, писать.
Поэтому многие родители убеждены, что чем раньше они обучат своих детей всему этому, тем те быстрее успешнее будут учиться в школе.
Как рассуждает родитель:
1).Ребенок к первому классу умеет читать и считать – быть ему отличником.
Не тут — то было! На самом деле, чтение и счет – это инструмент, с помощью которого ребенок учится проводить поисковые операции, чтобы найти ответы на вопросы в процессе добывания знаний.
А ведь надо еще знать, ЧТО искать, ГДЕ искать, КАК и В КАКОЕ ВРЕМЯ использовать!
Поэтому умения читать и считать недостаточно, чтобы успешно усваивать школьную программу в полном объеме.
И это был, пожалуй, самый распространенный среди родителей миф в пользу раннего обучения чтению и счету.
2).Систематически посещая развивающие занятия ребенок привыкает учиться, сможет легко войти в школьный распорядок дня и будет меньше уставать
И это тоже миф. Ведь если ребенок будет постоянно ходить на развивающие занятия, как на работу, он от учебы просто устанет. А, придя в школу, он не поймет, зачем она ему нужна, ведь он и так все знает.
Как итог – скука, потеря мотивации к учебе, нарушение коммуникации с учителем и одноклассниками. Главное, настойчивое желание восполнить то, чего ему не хватает – наиграться, набегаться. Ведь ведущий вид дошкольного детства – игра.
Не наигравшись в игры, ребенок вряд ли будет испытывать страстное желание учиться.
3).Наконец, еще один популярный миф – родители стремятся отдать свое чадо во всевозможные центры раннего развития, чтобы отправить ребенка раньше 7 лет в школу.
Одним родителям не дает покоя слава известных вундеркиндов. Другие к этому вопросу подходят прагматично – если в семье мальчик, то ему нужно успеть еще поступить в ВУЗ до армии.
Их понять можно, если бы не одно «но». Существуют определенные возрастные закономерности. Они присутствуют в каждом возрасте. Например, лишь в 7-8 лет ребенок способен осознанно работать с информацией.
Ребенок должен быть готов к школе по различным показателям. Именно в таком случае он сможет справиться со школьной нагрузкой, как в начальной школе, так и в следующих звеньях.
Родителям важно знать критерии готовности ребенка к школе, чтобы ответственно подойти к принятию решения о возрасте начала ребенком школьного обучения.
3.КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Почему в нашей стране принято детей отдавать в школу в 7 лет?
Это связано с возрастными особенностями ребенка, формированием внутренней позиции школьника, готовностью сменить игровую деятельность на учебную. В это же время формируется учебная мотивация на основе познавательного интереса, проявляется познавательный интерес.
Как же родителям понять, готов ли его ребенок к школе? Вы можете обратиться к специалистам – психологам, с тем, чтобы они проверили 4 параметра:
1).Учебная мотивация
В этом случае мы увидим, хочет ли ребенок идти в школу или не хочет и выясняем причину этого.
2).Произвольная сфера
Так как в школе ребенку предстоит подчиняться установленным правилам, быть дисциплинированным, действовать по образцу, то мы проверяем, насколько ребенок готов это выполнять.
3).Речевая сфера
Прежде, чем начать обучение чтению, счету, письму, словом, работать со знаковой системой, у ребенка должны быть устранены все речевые дефекты, развиты связная речь, фонематический слух, мелкая моторика рук, сформирован необходимый словарный запас.
4).Интеллект
В процессе обучения ребенку предстоит организовывать процесс поиска и обработки информации. Поэтому у него должны быть хорошо развиты память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
Школьная жизнь проходит в процессе общения ребенка с окружающими его людьми, поэтому важно подготовить ребенка к владению эффективной коммуникацией как со сверстниками, так и со взрослыми.
Сформированная эмоционально – волевая сфера поможет ему снискать уважение окружающих и установить с ними доверительный контакт.
Наконец, глядя на родителей, стремящихся отдать своих детей на 1 – 2 года раньше принятого в нашей стране возраста хочется сказать, чтобы те не лишали ребенка детства.
Ведь, возможно, именно у вас, родителей, созрело жгучее желание начать обучение! И это замечательно!
Как говорят, сколько не воспитывай детей, они все равно будут похожи на родителей. Значит, скорее всего, родителям пришла пора задуматься над обучением чему – то новому, над саморазвитием, самосовершенствованием. И самим начать готовить себя к школьной жизни, отправившись на развивающие занятия.
Наша «Школа скорочтения и управления информацией» предлагает вам онлайн – курс «Скорочтение».
Всего 8 занятий, 16 часов, 1 месяц способны сделать для вас больше, чем репетиторство за это же время.
Вы только вдумайтесь, что ребенок будет копировать ваше желание читать и действовать быстро, умение эффективно работать с информацией.
А еще, техника «Скорочтение» — это обязательный инструмент всех успешных людей.
Жмите на ссылку и узнайте подробнее >>
Елена Бурлай
Проект «Школа скорочтения и управления информацией»