Как помочь ребенку в учебе без крика и скандалов
«Не воспитывайте детей – они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя»
Вопрос о том, как помочь ребенку в учебе не может не волновать родителей школьника. Многие и рады бы помочь, да не знают как. Чтобы и ребенок хорошо учился и сохранить с ним теплые, доверительные отношения и при этом самому не превратиться в надзирателя.
Родитель – организатор процесса формирования у ребенка привычек. В отношении школы – привычки учиться, создания познавательного интереса и учебной мотивации.
В данной статье мы расскажем о секретах, которые важно знать каждому родителю, чтобы без крика и скандалов помочь своему ребенку быть успешным в учебе.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Оценка и отметка. Инструкция по получению
2.Почему домашние задания вредны для умственного развития ребенка?
3.Как научить ребенка самостоятельно делать уроки?
1.ОЦЕНКА И ОТМЕТКА. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОЛУЧЕНИЮ
О том, в каком возрасте следует отдавать ребенка в школу, Вы можете прочитать в статье @
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛУ? МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА» по ссылке >>
Каждый ученик школы обязательно проходит через систему оценки своих знаний в форме отметок.
Объективность оценки зависит от различных факторов:
-от прилежания ребенка;
-от его самочувствия;
-от его способности быстро и легко усваивать базовый минимум школьной программы;
-от профессионализма педагога.
Рассмотрим эти факторы подробнее.
а)Прилежание ребенка
Оценка – показатель того, насколько успешно ребенок усвоил тему из школьной программы.
Для того, чтобы получить высший балл ребенку необходимо выполнить все предложенные требования и соблюдать все озвученные учителем правила учебной деятельности и внутреннего распорядка школы.
Это значит, ребенку предстоит
-слушать объяснение учителя на уроке;
-задавать на уроке вопросы по теме в том случае, когда тема не была усвоена;
-проявлять активность при ответах на вопросы учителя;
-иметь опрятный вид самому и следить за состоянием книг, тетрадей, дневника и иных школьных принадлежностей, необходимых на уроке;
-всегда иметь с собой дневник для фиксации полученных результатов (отметки), записи домашних заданий и формы обратной связи учителя с родителями;
-выполнять все домашние задания; положительно относиться к учителю, учебному предмету и к школе в целом.
Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в формировании привычки выполнять все вышеперечисленное.
Для этого необходимо
-создать необходимую среду,
-сформировать соответствующую мотивацию,
-научить ребенка быть самостоятельным и ответственным, настойчивым и усидчивым.
Словом, сформировать качества, делающие ребенка успешным учеником.
О том, как помочь ребенку стать прилежным учеником пойдет речь в главе 3 «Как научить ребенка самостоятельно делать уроки?»
б)Самочувствие ребенка
Если ребенок испытывает усталость, недомогание – ему не до учебы и получения положительных оценок. Ребенок не всегда заранее чувствует приближение болезни, а вот родители могут обратить внимание на его состояние и принять меры профилактики.
в)Способность ребенка легко и быстро усваивать базовый минимум школьной программы
Каждый человек от рождения имеет определенные задатки, которые он развивает в способности в течение жизни. И родители могут помочь своему ребенку в том, обратив особое внимание не только на то, чем живо интересуется ребенок, но и на то, что у него не получается с тем, чтобы устранить недостаток.
Этому помогут всевозможные курсы, кружки, секции, клубы по интересам. А поощрение делать то, что ранее не удавалось является лучшим мотиватором для рождения будущего успеха.
г)Профессионализм педагога
Настоящий педагог – это призвание. Он любит свой труд и видит в каждом ученике личность, изюминку, способен зародить семена, несущие ростки знаний, заинтересовать своим предметом.
Он не станет устраивать с учеником состязание, чтобы заставить себя уважать, не будет самоутверждаться за счет ребенка. Он понимает, что любому человеку свойственно ошибаться, поэтому ценит детские и свои ошибки, приносящие развитие и дающие опыт и рост педагогического мастерства.
Будьте союзниками школы, и школа в трудную минуту придет вам на помощь.
Только тесный дружеский тандем семьи и школы способен ребенку дать ощущение домашнего комфорта и поможет ему добиться успеха.
2.ПОЧЕМУ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕДНЫ ДЛЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА?
Прежде, чем решать, будете ли вы, как родитель, помогать своему ребенку в учебе, вам придется осознать горькую правду о том, какой непоправимый вред наносят домашние задания умственному развитию ребенка и всей его жизни в целом.
а)Ребенок начинает думать. Ужас!
Теперь, прежде, чем дать ему выполнить какое – либо задание придется тысячу раз продумать доказательную базу, зачем ему нужно обязательно это задание выполнить. И все это без криков и упреков.
Это ж теперь придется обзавестись смекалкой и красноречием, убеждать, уговаривать. И как тогда ребенком манипулировать, как им управлять, требуя от него смирения и послушания? Покатилось его умственное развитие …
б)Дополнительные траты семейного бюджета
Чтобы не ударить в грязь лицом перед отпрыском придется родителям заняться своим саморазвитием! Покупать курсы, книги, тренинги… Это весьма негативно скажется на семейном бюджете.
А если ребенок, вдруг, тоже загорится желанием самосовершенствоваться вместе с вами? Да это же чистейшее разорение! Словом, ужас!
в)Прощай привычный образ жизни!
Эх, сколько времени можно бы было понежиться на диване перед телевизором, с пользой поболтать с подружками, встретиться с друзьями. Да… а теперь это время посвящено саморазвитию.
г)Несчастный ребенок!
Только представьте, что он разовьет свою память, будет мыслить, как взрослый, станет сообразительным. Вместо того, чтобы гулять целыми днями на воздухе, прогуливая уроки, курить в подворотне, он будет подрывать свое здоровье, читая книги и не давая родителям найти повод к нему придраться. Что после этого с ним делать? О чем тогда вообще с ним разговаривать?
Не зря говорят: «Много будешь знать, быстро состаришься». Ужас!
д)Вина перед репетиторами
А перед репетиторами то как неловко! Только вдумайтесь, что своими блестящими знаниями ваш ребенок лишает их дополнительного источника дохода. Как им скопить деньги для поездки на море, купить очередной лексус? Как в глаза людям смотреть? Куда теперь свои честно заработанные деньги потратить? Ужас!
Так может и не имеет смысла делать уроки, коль такие большие минусы? Пусть ребенок растет неучем?
Если вы с этим согласны, незачем читать статью дальше.
Но если вы думаете иначе, поговорим о детской самостоятельности.
3.КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЛАТЬ УРОКИ?
Не секрет, что процесс «делать уроки» ложится тяжким бременем на родительские плечи на все школьные годы. Мечта каждого родителя – самостоятельный ребенок – достижима.
Первое, с чего следует начать – это разобраться с ролями педагога и родителя и научиться хорошо выполнять свой функционал, в соответствии и заданной ролью.
Задача педагога – познакомить с технологией выполнения заданий по теме и оценить результат самостоятельной отработки предложенных действий ученика для понимания готовности к новой теме.
Задача родителей – обеспечить отработку заданий ребенком в процессе выполнения домашних заданий.
Таким образом, родитель организует соблюдение режимных моментов ребенком с помощью планирования работы и осуществления контроля за выполнением поставленных задач.
По сути, исходя из понимания функций родителей и педагогов мы видим, что в сам процесс выполнения ребенком домашних заданий родитель вмешиваться не должен!
Кстати, именно нарушение родителем своей роли, стремление подменить своим объяснение учителя или выполнить задание вместо ребенка приводят к ролевой дезориентации. Как следствие, недопонимание, ссоры, скандалы. А ведь этого вполне можно избежать.
Просто понять, что объединение двух функций (педагогической – объяснение и оценка готовности к работе над следующей темой и родительской – забота и организация процесса закрепления новой темы) приводит к отдалению детей от родителей.
Что же делать?
Не брать на себя функции чужих людей. Не может и не должен родитель оценивать своего ребенка. Его задача – любить, понимать, принимать.
Просто признайте, что любой человек, и ребенок в том числе, не может всегда и все выполнять правильно, без ошибок на «хорошо» и «отлично». Невозможно все время быть в напряжении и в состоянии «боевой готовности».
Задача учебы – получение знаний опытным путем. А опыт приходит вместе с собственными действиями по исправлению ошибок. Нет ошибок – нет опыта. Поэтому так важно научиться находить наиболее эффективный способ исправлять допущенную ошибку.
Таким образом, если ребенок выполнил домашнее задание на «2» или «3» — это означает, что просто учителем были использованы не те способы объяснения, которые нужны вашему ребенку. Поэтому на данном этапе ваш ребенок и не смог справиться с поставленной задачей.
Родители для своего ребенка не являются педагогами, поэтому не могут эффективно справляться с чужой ролью. Для этого есть учитель, которого 4 – 5 лет учили быть педагогом.
Нет учащихся, особенно среди учеников младших классов, которые не хотели бы хорошо учиться и радовать своими отметками родителей. Как нет и тех, кто любит делать то, что не получается или получается плохо, требует много времени и сил.
Поэтому важно родителю суметь донести до ребенка сам смысл учебы – он учится не для того, чтобы получать хорошие отметки, не для того, чтобы поступить в престижный ВУЗ, не для того, чтобы получить ценную профессию. Учиться надо, чтобы что – то узнать и научиться находить ответы на вопросы.
А оценка – это показатель того, насколько эффективно это удалось сделать, в соответствии с правилами и нормами.
Как же научить ребенка самостоятельно выполнять уроки? Ведь это очень важный аспект адаптации ребенка к школе.
Точно так же, как формируется любая привычка.
-Вначале родитель совместно с ребенком планирует действия, учит фиксировать, помогает составить временной регламент и контролирует фиксацию как промежуточного, так и конечного результата.
-Постепенно, по мере формирования навыка выполнения домашних заданий, родитель делегирует ребенку сегменты.
-Он оставляет себе совместное планирование действий и завершающий контроль. И только после того, как ребенок привык с остальным справляться самостоятельно, родители оставляют за собой завершающий контроль.
При этом важно учитывать особенности детской психики, поэтому все выше перечисленные этапы должны быть наглядно проиллюстрированы и находиться на видном месте.
Таким образом. Чтобы сохранить с ребенком теплые, доверительные отношения, следует организовать процесс формирования навыка самостоятельных учебных действий. Это именно то, что нужно школьнику в качестве помощи от родителей.
Но, при этом, важно еще, создать комфортную среду для эффективной учебной деятельности.
О том, как создать КОМФОРТНУЮ СРЕДУ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
узнайте, перейдя по ссылке >>
Итак, подведем итог.
Роль учителя – объяснять и оценивать.
Роль родителя – любить и заботиться. Безусловное, безоценочное принятие ребенка со стороны любящего родителя, готового поддержать его в трудную минуту, настоящего верного друга – это шаг к теплым, доверительным отношениям и помощи со стороны родителей своему ребенку в учебе без скандалов, криков и упреков.
И если у вашего ребенка что-то не получается в учебе – это звоночек родителям. Возможно, то же самое когда – то не удавалось и вам Сейчас же вам представилась возможность это изменить, исправить.
Не упустите время, используйте свой шанс!
Наша «Школа скорочтения и управления информацией» предлагает вам онлайн – курс «Скорочтение».
Всего 8 занятий, 16 часов, 1 месяц способны сделать для вас больше, чем репетиторство за это же время.
Вы только вдумайтесь, что ребенок будет копировать ваше желание читать и действовать быстро, умение эффективно работать с информацией.
А еще, техника «Скорочтение» — это обязательный инструмент всех успешных людей.
Жмите на ссылку и узнайте подробнее >>
Елена Бурлай
Проект «Школа скорочтения и управления информацией»