Сейчас многие родители сталкиваются с проблемой – дети не читают и не хотят читать книги. Век компьютера и интернета внес свои коррективы в их развитие. Но мало кто задумывается силу влияния текста, отпечатанного на стрАницах.
И ребенок, листая страницы, стрАнствует по новой для него жизни, полной интереса, ярких завораживающих приключений.
Когда мне было 5 лет мы с папой ездили в гости к тете в город Усть – Каменогорск. Там купили книгу «Скандинавские сказания». Издательство: «Детская литература», Москва.
Начав читать в 5 лет, я очень быстро прочитала эту книгу одной из первых (а она предназначалась – ВНИМАНИЕ! — для детей старшего школьного возраста!)
А к 9 – ти годам сумела прочитать всю огромную домашнюю библиотеку. Читала быстро, залпом.
Возвращаясь в прошлое, я искала ответ на вопрос: что меня привлекло в книге «Скандинавские сказания»?
Уникальный сюжет, приключения героев, борьба Добра со Злом, жизненность описанных в книге событий, поиск истины, неожиданные открытия.
Возможно, поэтому сын не мог оторваться от книг Дэна Брауна. Даже залезал под одеяло, когда приходило время спать, где читал книгу с фонариком.
Давайте разберем, что может привлечь детей в книге.
1.Дети любят сказки.
— Фантастический сюжет, куда попадают настоящие герои и им приходится учиться ориентироваться в сказочном мире. (вспоминается советский м/ф «Вовка в Тридевятом царстве»).
— Миф построен на сказочном сюжете.
2.Дети любят приключения.
— Приключения полны неожиданностей и поджидающих героев на каждом углу опасностей. Они призывают учиться мыслить нестандартно, находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций и одерживать верх над противником.
— В мифах описаны события в форме приключений. Это удовлетворяет детскую любознательность и страсть к неожиданностям.
3.Дети любят сопереживать, быть в центре событий.
— Это дает волю полету фантазии, мечте, развивает воображение, формирует способность искать и находить различные варианты развития сюжета, позитивно влияет на мыслительную деятельность и целеполагание.
Всплеск эмоций сопереживания помогает научиться проживать воображаемое событие в реальных ощущениях. Что также очень поможет в дальнейшей жизни.
— Миф дает почву для всего этого.
4.Дети мечтают о славе.
— Поэтому они хотят быть героями. Настоящую славу можно снискать, только сражаясь на стороне Добра со Злом. При этом важны принципы морали, внутренний стержень.
— В мифах идет речь о подвигах героев. Мифические герои – самые настоящие, их цели глобальные, они сражаются за правое дело и отдают свои жизни за счастье Человечества. Мифы показывают какими качествами должен обладать истинный герой
Т.е. миф дает ребенку получить то, в чем он нуждается.
В среде сверстников обязательно встречается «мелкий пакостник», который действует исподтишка, провоцирует, искушает, стремится вызвать самые низменные инстинкты в других детях.
Его дети отождествляют со злодеем. Теперь остается не поддаться искушениям и суметь устоять перед провокациями.
В мифе мы получаем пример стойкости и следование принципам нравственности.
Для меня в «Скандинавских сказаниях» таким злодеем был бог Локки.
Но без его проделок и борьбы с теми последствиями, которые возникли в результате его козней, не было бы сюжета и возможности проявить себя людям, которые в борьбе стали Героями.
Каждая девочка в детстве мечтает быть «Прекрасной Принцессой» (а кто – то так и не вырастает из этого образа, затормозив в своем внутреннем развитии). Девочки примиряют эту роль на себя.
Для меня такой принцессой какое – то время была Фрейя.
Олицетворением силы, могущества, надежности и защиты всего мира был бог Тор.
А мудрый Один, по – отечески, взвешенно брал на себя ответственность за жизнь Человечества и с помощью богов направлял сценарий развития мира в нужное русло. Отсюда его требование от богов неукоснительно исполнять его волю и наказание для тех, кто ее нарушил.
Нарушитель нес суровое наказание. Но оно не было жестоким и наказанному всегда давалась возможность исправить допущенную им ошибку.
Но самое интересное для меня в книге было то, что я читала во второе ее часть – о героях и их подвигах.
Книга «Скандинавские сказания» со мной прошла по жизни 13 лет. Войдя в мою жизнь, когда мне было 5 лет, она ушла из нее, когда мне исполнилось 18 лет. Время совершеннолетия.
В книге, как я помню, на страницах, где шурины предали главного героя и в схватке погибают, сохранилось чернильное пятно, оставленное другой подругой, когда мне было лет 10.
Это маркер — где бы моя книга сейчас не находилась, в чьих бы руках ни была, она принадлежит МНЕ! Она моя!
Это произошло тогда, когда ко мне в гости приехали 2 подруги. Перед отъездом одна из них попросила дать ей почитать эту книгу. А второй – я дала другую книгу сама.
Вторая книга, которая в тот день ушла из моей жизни – «День последний» — о борьбе болгарского народа с завоевателями в 13 веке.
Книги мне не вернули… .
Но с тех самых пор во мне живет внутри ощущение потери чего – то нужного и важного для меня.
Возможно, читая книгу в детстве, я что – то ценное для себя упустила, не увидела, не поняла.
И это то, что раз за разом возвращает меня в прошлое, к сюжету. А еще – к тому, что книги – это Знания и ими следует дорожить, беречь.
То, что ты недопонял становится тайной, которая манит к себе и влечет.
Да … Создавая мифы наши предки знали, как заинтриговать!
А какая была ваша первая книга, разбудившая любовь к книге и стремление читать?
Следующая статья >> будет посвящена тому, как именно родители прививали мне любовь к книгам.
© Елена Бурлай
«Управление изменениями»